Территориальный центр социальной помощи семье и детям

Новости

12.03.2019

Гасить агрессию ребенка нужно начинать с родителей...

Статья представлена в Вологодской областной газете "Красный Север" (среда, 6 марта 2019 года, № 24 (28027)

Одними из самых обсуждаемых тем последней недели стали два инцидента в российских школах: в Приморье взрослые напали на мальчика, который долго издевался над их детьми, а в Московской области четвероклассника до бессознательного состояния избил одноклассник. Эта проблема не обошла стороной и наш регион. Вологодский детский омбудсмен Ольга Смирнова рассказала, что жалобы на агрессивных детей в школах поступают ей очень часто. 
Хватит трястись? 
- У моего сына в детском саду был мальчик, который кусался, плевался, бил других детей, оставлял на них ссадины, - рассказывает вологжанка Мария Андреевна. - А воспитатели отговаривались нехваткой времени и явно не хотели вмешиваться. Все разговоры с родителями этого ребенка не имели эффекта. «Хватит так трястись, дети просто играют», - отвечали они. При этом сами, когда один мальчик ударил их сына в ответ машинкой по лбу, закатили истерику. 

Справка 
• 4 марта ученик 4-го класса избил одноклассника в школе им. Дмитрия Карбышева в центре Москвы. Пострадавший был госпитализирован в бессознательном состоянии. Об этом ТАСС сообщил источник в правоохранительных органах. Ребенок находится в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии им. Л. М. Рошаля. 
• 20 февраля в городе Большой Камень Приморского края родители макнули пятиклассника школы № 2 головой в унитаз за то, что он систематически издевался над их детьми, портил их имущество, воровал, а несколькими днями ранее избил девочку так, что ее увезли в больницу с подозрением на разрыв селезенки. Руководство школы не реагировало на жалобы в течение двух месяцев, и «мстители» решили взять ситуацию в свои руки. 
По данным kp.ru, мать мальчика лишена родительских прав и проходит по делу об убийстве, отец давно убит. Воспитанием школьника занимается бабушка. При этом мальчик большую часть времени предоставлен сам себе. 

- В седьмом классе у дочери появился новый одноклассник, который до этого уже сменил три школы, и, насколько я знаю, везде были рады от него избавиться, - вспоминает жительница областной столицы Ксения. - Он искал себе объекты для издевательств и начинал целенаправленную травлю. Например, говорил дочери, что у нее лишний вес, и на этом были основаны все его шуточки, хотя дочь занимается танцами, и у нее нет даже склонности к полноте. Но ему было важно, что девочка болезненно реагирует. Тех, кто сам в ответ не оставался в долгу или был равнодушен к его словам, он быстро оставлял в покое. А моя Лида очень впечатлительная, ей важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Были у него и другие жертвы, а учителей он в грош не ставил и не раз срывал уроки. Каждый раз напоминал, что выгнать его из школы не имеют права, обозвать - тем более. Когда однажды на уроке он плевался жвачкой и учительница в сердцах назвала его свиньей, ей же еще и пришлось потом извиняться, так как его мама (она воспитывает сына одна) написала на нее длинную жалобу и угрожала прокуратурой и Следственным комитетом. После этого его поведение стало еще более разнузданным на уроках этой учительницы. В итоге она отказалась от класса. 
Подобные истории регулярно обсуждаются в местных соцсетях, и каждый раз вологжане сходятся в одном - школа ничего не может поделать с детьми, которые отравляют жизнь целому классу: у нее нет ни полномочий, ни действенных механизмов решения такой проблемы, потому что права детей находятся под особой охраной государства даже в ситуациях, когда сами дети активно нарушают права других детей и взрослых. 
- Неуправляемый ученик? Ну, думаю, с этой проблемой сталкивался каждый учитель, - считает Ирина Васильевна, учитель с сорокалетним стажем. - К сожалению, с каждым годом она становится острее, потому что таких детей все больше. Конечно, я рискую навлечь на себя критику, но, на мой взгляд, главная причина в том, что правила поведения в школах стали, скажем так, гуманнее. Вспомните советскую школу: с первого класса дисциплине в ней уделялось особое внимание. Во всем - в одежде, в поведении, в отношении к учителям - были строгие требования, и детей приучали эти требования выполнять. Это не значит, что все тогда были паиньками, но в стенах школы такие ученики все же не позволяли себе выходить за установленные рамки. А вот вне школы они нередко давали выход своей агрессии. Сейчас все дети в школе стали чувствовать себя свободнее, и некоторые из них считают нужным продемонстрировать эту свободу. К тому же нередко это «подкованные» дети: они знают о правах ребенка, бравируют ими. Иногда такое поведение демонстрируют школьники, которые уверены, что родители оправдают любой их поступок, ухитрятся найти причину в учителе и в ком угодно, только не в своем ребенке и не в самих себе. 
«Не время разводиться» 
Интересно, что в сельских школах проблема неуправляемых детей не так остра, как в городских. Почему так происходит, расказала Ольга Егоричева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тимошинской основной общеобразовательной школы Бабаевского района: 
- Я работаю в школе уже 25 лет и как-то не припомню, чтобы кого-то из наших учеников можно было назвать неуправляемым. Проблемы и конфликтные ситуации, безусловно, имели место, но обычно удавалось найти общий язык и удержать ситуацию в нормальном русле. Но, знаете, возможно, это связано со спецификой сельской местности, где к учителям всегда было особое - уважительное - отношение, и оно сохраняется доныне. Сегодня многие мои ученики - это уже дети моих прежних учеников, а для многих наших учителей - даже не дети, а внуки. Мы знаем все об их семьях, знакомы с родителями, встречаемся и общаемся с ними не только на собраниях, но и вне школьных стен. Мне кажется, что отношение родителей к школе и учителям во многом сказывается на том, как ребенок ведет себя в школе и с учителями. 
А в областной столице о детях, которые живут с ощущением вседозволенности, знают не понаслышке. 
- К сожалению, неуправляемые ученики у нас ежегодно есть, и не один, - говорит Николай Алексеевич Дьяков, директор школы № 14. - Безусловно, мы направляем их на консультацию в нашу школьную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную. Тут надо иметь в виду, что школьная ПМПК может только давать рекомендации, а вот следовать им или нет, решают родители. Более того, даже если они последовали им и у ребенка установлен тот или иной диагноз, требующий соответствующего лечения и особых условий обучения, то родители вправе не ставить об этом в известность школу. Зачастую так и происходит. В итоге мы получаем в классе учеников, которых и называют неуправляемыми. Чем это чревато для учебного процесса в классе, для его педагога и одноклассников, объяснять не нужно. 
Эту же проблему - необходимость работать прежде всего с родителями - отмечает уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Вологодской области Ольга Смирнова. Она рассказала, что обращений по поводу того или иного неуправляемого ребенка в классе к ней поступает очень много: школьник ведет себя агрессивно, а педагоги ничего не могут с этим сделать. 
- Если поведение ученика связано с особенностями его развития, то родителям необходимо следовать рекомендациям врачей, а если они советуют перевести ребенка в класс с адаптивной программой, то лучше к ним прислушаться, - считает Ольга Александровна. - Но бывает так, что родители настаивают, чтобы ребенок учился в обычном классе, а там у него нет возможности стать успешным, и это приводит к серьезным трудностям. 
Главная сложность в ситуации с неуправляемым агрессивным ребенком (и это отмечают как родители страдающих от агрессии детей, так и опрошенные нами специалисты) - поведение его родителей, которые либо не хотят решать проблему, либо заявляют, что сами ничего не могут сделать, поэтому поведение - зона ответственности школы. 
- Я не думаю, что любой родитель махнет рукой на то, что его ребенком заинтересовалась полиция, что ребенок совершает правонарушения, - рассуждает Ольга Смирнова. - Возможно, родители уже отчаялись как-то повлиять на ребенка, они не знают, что предпринять, поэтому занимают такую позицию отрицания. Нужно показать им эффективные методы педагогического воздействия, объяснить, что поведение ребенка - отпечаток их собственного поведения. В школах есть служба социально-педагогического сопровождения, активно развиваются системы медиации - работы по примирению, когда дети учатся сами решать свои проблемы. Когда они увидят, что действенные методики есть, возможно, они и сами обратятся за помощью. 
- Я обычно на первом собрании родителей будущих первоклассников предупреждаю о том, что сейчас им не время разводиться, конфликтовать и ссориться, поскольку их ребенок сейчас, когда у него и без того масса переживаний в связи со школой, с этим просто не справится, - говорит Николай Дьяков. - Это, конечно, шутка, но думать о том, как взаимоотношения родителей скажутся на детях, нужно всегда. Но особенно остро это переживается детьми именно в такие стрессовые моменты, и это приводит к тому, что обиду на родителей они переносят на весь мир и, в частности, на своих одноклассников и учителей. 

Ольга ИЛЬИНСКАЯ, Светлана ДАМИРОВА 
________________________________________ 
Комментарий 
Светлана Свешникова, педагог-психолог БУ ВО «Областной центр ППМСП»: 
- Значительный рост числа агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем как для системы образования, так и для общества в целом. Кроме того, агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Чтобы помочь такому ребенку, в первую очень нужно определить причину его агрессии. Существует четыре основных мотива: 
• Привлечение внимания. Этот мотив распространен и часто лежит в основе дурашливого шумного поведения как на занятиях, так и в свободное время. 
• Борьба за власть. Ребенок ведет себя неадекватно, как бы желая показать: «Вы мне ничего не сделаете». Часто он провоцирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней лидером, влияющим на ход развития событий. Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок. 
• Месть: в своих негативных поступках ребенок отыгрывает реальную или вымышленную обиду на сверстников, учителей или воспитателей, родителей или мир в целом. Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам. 
• Избегание неудачи: руководствуясь подобным мотивом, дети предпочитают отстраняться от ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально «непробиваемыми» для любых обращений взрослого. В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которые пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. 
Кроме того, агрессию ребенок будет проявлять только тогда, когда он наблюдает примеры того, что достижение той или иной цели возможно лишь с помощью силы. Если ребенок видит, что взрослый (родитель, педагог) отвечает на его непослушание криком или насилием, то в этом случае и происходят воспитание и закрепление агрессивного поведения. 
Причиной агрессии бывает негативный пример родителей. В семье могут проявляться физическое или психологическое насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивность отца в отношении матери. Дети обучаются агрессии и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, конечно, они учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых в компьютерных играх, социальных сетях, где часто насилие представлено как нормальная форма поведения. 
Предпосылками повышенной агрессивности детей могут быть и индивидуальные особенности, хроническая усталость, чрезмерные нагрузки, ухудшение физического состояния, эмоциональная перегруженность. Поэтому в каждом конкретном случае нужно обязательно определить первопричину агрессивного поведения. Для этого родители могут обратиться за консультацией к педагогу-психологу детского сада или школы, а также в региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Возможно, потребуется консультация врача-невролога, врача-психиатра. 
________________________________________



Назад к ленте новостей